Грейс Патриша Ке́лли (англ. Grace Patricia Kelly; 12 ноября 1929 — 14 сентября 1982) — американская актриса, с 1956 года — супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II. На её счету немногим более 10 фильмов, зато есть и один «Оскар», и слава самой кассовой актрисы своего времени.
Ренье III (фр. Rainier III, полное имя — Rainier Louis Henri Maxence Bertrand Grimaldi; 31 мая 1923 — 6 апреля 2005) — двенадцатый князь Монако, правивший в 1949—2005 годах.
«Джентльмены предпочитают леди» – эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы – голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам.
Свадьба эта, заслужившая титул «свадьбы века», транслировалась в прямом телевизионном эфире. А накладок, как во всякой «прямушке», было предостаточно: крошечный паж чуть не потерял обручальные кольца, устроитель дворцовых торжеств упал в обморок и был срочно увезен в больницу и, наконец, чтобы попасть в собор, многие журналисты переоделись священнослужителями.
Спокойной и величавой выглядела только невеста – но ей было не привыкать – голливудская звезда Грейс Келли отлично владела собой и хорошо знала, в каком ракурсе следует выгодно показать себя на крупных планах. Жених – князь карликового королевства Монако Ренье III – был слегка растерян. Мундир, щедро увешанный наградами, был ему немного тесноват, да и парикмахер излишне постарался – подстриг его слишком коротко, обнажив простодушную лопоухость, довольно милую при личном общении, но совершенно недопустимую в соседстве с царственной новобрачной.
Белокурая девочка Грейс, появившаяся в 1929 году на свет в дружной семье олимпийского чемпиона по гребле Джека Келли и учительницы физкультуры, а заодно и модели, Маргарет, становиться княгиней, герцогиней, принцессой и т. п. совершенно не собиралась.
У них в Филадельфии считалось приличным много работать и уметь делать своими руками красивые вещи: девочкам, например, вязать, а мальчикам – выпиливать полочки и рамочки.
Маленькая Грейс принимала участие в театральных представлениях, где выглядела лучше своих двух сестер и долговязого брата, твердо усвоивших наставления отца. Хотя малышка не была даже хорошенькой.
Вскоре близорукая толстушка была отдана в академию Успения Пресвятой Богородицы, где прилежно стремилась усмирить плоть и воспитать дух. Но с годами ей удавалось все меньше и меньше соблюдать баланс. Тем более что девчонка неожиданно похорошела. Лет в четырнадцать ей стали нравиться мальчики, а она им еще лет в тринадцать. И получалось не совсем правильно, когда, смиренно отстояв службу, длинноногая газель убегала в дальние уголки сада, предаваясь юношеским робким любовным утехам.
--
Выйдя из монастырской школы, Грейс поступила в привилегированную школу для девочек. Изысканные манеры, безупречная осанка, матовая бледность лица и застенчивая улыбка – все это оттуда, из тех двух школ: монастырской и престижной «Стивенс-Скул».
Eй уже семнадцать. Она с поразительной легкостью рассталась с девственностью. Но у нее нет постоянного кавалера, и она пока не думает о замужестве. Грейс уезжает в Нью-Йорк и поступает в Королевскую академию, откуда вышли в свое время великолепные Кэтрин Хепберн, Спенсер Трейси и Керк Дуглас.
Красота и изящество молодой студентки открывают ей путь на подиум, а подиум открывает путь на экран. Но пока она рекламирует все подряд: шляпки и купальные костюмы, зубную пасту и сумочки. Сумочки…через много лет сумочка принцессы Грейс войдет в историю моды, а сегодня – хорошенькая модель Грейс Келли робко улыбается с журнальных страниц, прижимая к груди чужую маленькую сумочку.
--
Грейс становится любимой ученицей режиссера Дона Ричардсона, а потом и его возлюбленной. Ее первая появление на сцене было в драме Стриндберга «Отец», где она сыграла роль дочери.
Вся труппа очень болела за нее. «Она очень естественна», – отмечает критика. Потом это будет сопровождать ее по жизни: «Она очень естественна».
Затем и телевидение предлагает ей сериальные постановки и развлекательные шоу. Именно телевидение приносит ей популярность.
Наконец, юную красавицу приглашают в Голливуд.
С 1951 по 1955 год Грейс Келли снялась в одиннадцати кинолентах. Она становится любимицей зрителей. Толпы поклонников осаждают ее. Ей приписывают связи чуть ли не со всеми записными донжуанами кинематографа: Гари Купером и Кларком Гейблом, Джеймсом Стюартом и Уильямом Холденом.
Шутка новомодная появилась: «Все мужчины мечтают провести ночь с Мэрилин Монро, а жизнь – с Грейс Келли». Было в ней какое-то необъяснимое обещание верности и семейного благополучия.
Наконец, она становится музой самого короля саспенса Альфреда Хичкока. Это он – Хичкок, по ее определению, снимал сцены убийств, как любовные сцены, и наоборот. Именно он назвал ее «Вулкан под снегом», именно он открыл ее потаенные страсти в своих страшных кинолентах.
Именно ему она будет стремиться подражать во всех своих любительских съемках на протяжении всей своей сказочной жизни.
Никто в толпе или в такси по-прежнему не узнавал ее. Она казалась простой хорошенькой девушкой, похожей на знакомую актрису. Она задумывалась о замужестве, но сомневалась – сможет ли оставить актерскую карьеру. На «частичное участие», как выражалась сама, она не соглашалась.
В 1955 году Грейс Келли получает высшую награду – «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Деревенская девчонка
Но никто пока не написал сценария специально для нее. Лучший сценарий лучшего фильма ей написала сама жизнь.
На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной – предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной – монарх принимает у себя голливудскую звезду.
Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера.
Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»…
На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру – влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией.
Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.
Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца.
Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними.
5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью.
Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически – «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый – неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась.
Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.
12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере
«Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик.
ридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию.