Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Актер, поэт, певец - все эти ипостаси Высоцкого не отражают главного: всенародной любви и беспрецедентной популярности его творчества в СССР и современной России.
В списке русских кумиров XX века Владимир Высоцкий уступает лишь первому в мире космонавту Юрию Гагарину. Позади него остались столпы российской истории - главный полководец Отечественной войны маршал Георгий Жуков, писатель Лев Толстой, Сталин, Ленин, Солженицын и Сахаров. Этот список подготовил Всероссийский центр общественного мнения по материалам общенационального опроса. Но он не дает ответ на вопрос, почему в России до сих пор любят и так высоко ценят поэта Владимира Высоцкого, хотя со дня его смерти уже минуло 27 лет.
Ответ же кроется в его творчестве, в его стихах, положенных автором на незамысловатые аккорды. Сила творчества Высоцкого была такова, что многие считали – он поет о том, что он пережил сам, считает кинодокументалист Александр Рацимор, близко знавший Высоцкого в 60-е годы:
"Было ощущение, что он чуть ли сидел и в лагере был, такое было ощущение, что он прошел войну. У него это шло изнутри, от себя. Он не просто рифмовал. Почему, собственно говоря, он и стал близок людям".
Его предельная искренность, часто облаченная в форму ехидной притчи, не могла не сказаться на отношениях Высоцкого с властями. Сам он описал это в своей знаменитейшей песне "Охота на волков":
"Рвусь из сил и из всех сухожилий, /Но сегодня - опять, как вчера: /Обложили меня, обложили - /Гонят весело на номера".
То есть на верную смерть, по меньшей мере, в искусстве. Пик творчества Высоцкого пришелся на времена застоя в СССР. А Высоцкий был как "всплеск", подчеркивает Александр Рацимор:
"Что такое застой? Застой - это не только в экономике. Это застой в жизни. И в этом застое нет места всплескам. Но позволить себе ругать власть, позволить себе что-то такое говорить или намекать, не позволено было никому. Дальше начинались санкции. Не давали тебе работать. Значит, ты не мог получать зарплату. Значит, ты не мог кормить семью".
Впрочем, Высоцкий не был диссидентом. При жизни Высоцкого на родине вышло лишь несколько мини-пластинок песен в его исполнении, а стихотворных сборников – ни одного. Однако режиссеры регулярно снимали его в кинокартинах. Он оставался ведущим актером популярнейшего московского Театра на Таганке. И главное - ему разрешали давать в год десятки концертов. Оттуда любительские магнитофонные записи расходились по всей стране и хранились почти в каждой советской семье. Таких тиражей не знал ни один поэт и певец в СССР. Игнорировать Высоцкого власти не могли, но и признавать его всенародный авторитет не хотели, считает Александр Рацимор:
"Он был очень широко известен. Но ему хотелось признания, официального признания. Он был достоин этого официального признания. Потому что у него были очень хорошие песни. Если бы, может быть, я даже прогнозирую, что если бы ему сказали: вот, ты знаешь, официально идешь, поешь в Колонном зале. Но вот репертуар с нами согласовал. Вот это поешь, а вот это не поешь. Я не знаю, как бы он поступил".
Однако официального признания так и не пришло. Ни почетных званий, ни государственных премий. И Высоцкий продолжал писать и петь то, что считал нужным, пока на 42 году жизни не остановилось сердце кумира.
http://rus.ruvr.ru/2013_01_24/Vladimiru-Visockomu-75/
В холода, в холода,
От насиженных мест
Нас другие зовут города, -
Будь то Минск, будь то Брест.
В холода, в холода...
Неспроста, неспроста,
От родных тополей
Нас далекие манят места,-
Будто там веселей.
Неспроста, неспроста...
Как нас дома ни грей,
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей, -
Будто с нами беда.
Будто с ними - теплей...
Как бы ни было нам
Хорошо иногда,
Возвращаемся мы по домам.
Где же наша звезда?
Может - здесь, может - там...
1965
Отредактировано Vero4ka (25-01-2013 08:22:45)