«Майкл Джексон. Гуляющий по Луне». Полный транскрипт радиопередачи
http://www.liveinternet.ru/users/koshka … 183860334/
Скачать её можно по этой ссылке: http://www.megaupload.com/?d=F0EC3QIE
Не так давно на "Радио России" прошел эфир передачи "Майкл Джексон. Гуляющий по Луне". Ведущий Олег Трояновский - наконец-то(!!!) чуть ли не единственный журналист, который за два последних года постарался представить Майкла, как великую творческую единицу, явление, эпоху в музыкальном мире. И все гости передачи - Владимир Зеленский, Артур Гаспарян, Дмитрий Дибров и другие - полностью поддержали идею ведущего. Если эфир распишут на транскрипты, его можно смело "растаскивать" на цитаты. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность ведущему и создателям это передачи!
Музыкальная заставка.
Олег Трояновский: Здравствуйте. Это программа о Майкле Джексоне. В связи в его недавним днем рождения, прошедшем в понедельник 29 августа. Меня зовут Олег Трояновский. Хотя, в основном я занимаюсь сочинением и записью музыки, в данном случае я выступаю как автор и ведущий этой программы вместе с другими, наверное, хорошо знакомыми вам, участниками.
Звучит песня «Workin' Day and Night».
Итак, мой первый гость – известный телеведущий Михаил Зеленский. Миша, скажите, вы старый поклонник творчества Майкла Джексона. Что такое Майкл Джексон для вас?
Михаил Зеленский: Наверное, делить как личность- на музыканта, танцовщика, человека, прекрасно владеющим искусством шоу-бизнеса, умеющим делать шоу. Думаю, что как-то отделить друг от друга эти понятия невозможно, когда говоришь о Джексоне. Я думаю, что многие, кто в начале 80-х начинал учиться в школе, они скажут, что мы все росли, собственно, на его музыке. И у меня эта любовь как-то была такой спокойной, но постоянной, вне зависимости от того, появлялись ли там свое время «Ласковый май», Наутилус Помпилиус», или кто-либо другой в российском шоу-бизнесе в то время. Все мы пытались на дискотеках делать «лунную походку». Потом, когда лет 10 прошло, когда уже начал работать на радио, на радио России «Ностальжи», мы сидели на Шаболовке, и как во всех приличных заведениях подобного рода, было большое стеклянное окно. И ди-джеи, которые знали мою любовь к Джексону ( а я тогда работал в информационной студии), ставили мне Джексона в эфир, даже если его не было в плей-листе, тогда я мог спокойно между выпусками новостей позволить себе потанцевать, что многих музыкальных ведущих веселило, такой «концерт» они и себе устраивали тем самым.
О.Т.: Я представляю нашего следующего гостя, легендарного музыкального деятеля и специалиста в области джаза Дмитрия Ухова.
Дмитрий Ухов: Говоря о Майкле Джексоне, надо сказать сразу окончательно и бесповоротно: Майкл Джексон – первое лицо телевизионной эры. До этого все-таки Фреда Астера показывали общим планом, а Майкла Джексона мы видим со всех сторон. В фильме о фильме «Как делался Триллер» это хорошо видно, как его «облизывают» буквально во всех сторон, и, кстати, хорошо видно, как много он работает. Надо сказать, что сейчас, особенно в связи с его кончиной, распространилась масса легенд. По большому счету Майкл Джексон мало что изобрел. Вот «лунную походку» он не создавал, просто её показали «крупным планом». Если вы посмотрите «Новые времена» Чарли Чаплина, то там в сцене, где он работает официантом, поющим и танцующим, он что-то изображает, что-то похожее , но у него, правда, не получается. Майкл Джексон – не гениальный голос. Вот не так давно у нас гастролировал Энтони Хаггерти – вот это гениальный голос, гораздо лучше. НО… Идти лунной походкой, передавать всю ту пластику тела, которую делает Майкл Джексон и при этом точно попадать на ту ноту, на которую нужно, на высокое «до», так называемое, музыканты меня сразу поймут, это умел всё-таки только он один. Вот этот комплекс танцора, который занимает какое-то пространство крупного плана его лица, не случайно он с ним всё время экспериментировал. Майкл Джексон – это «Битлз» в едином лице, тут четыре личности дополняют друг друга, один умеет то, другой другое, вот Майкл Джексон – всё в целом. Делал так, как никто повторить в ближайшем будущем наверняка не сможет.
Звучит песня «Who's Lovin' You»
Д.У.: Есть ещё одно. Его продюсером, всей пятерки Джексонов был Бэрри Горди , владелец фирмы Tamla Motown. Мало кто знает, что это была одна из первых полностью негритянских фирм.
О.Т.: Там Дайана Росс была…
Д.У.: Ну, артистов там много было , Temptations, например. Есть во всем мире даже культ Tamla Motown, особенно этой интеллектуальной соул-музыки. Бери Горди сделал то, чего не осмеливались по традиции сделать музыканты и вообще, шоу-бизнес европейского происхождения: сделать конвейер. Каждый отвечал только за свой участок. Ты отвечаешь за это движение, на это движение нанимается один педагог, на это – нанимается другой и так далее. Фирма Tamla Motown – это был завод Форда, который изобрел конвейер. А Майкл Джексон – это цельная личность, цельность личности и противоречие в производстве всей этой продукции были для него, мне кажется, решающими. Не надо особенно искать всех остальных обстоятельств, которых сейчас много, и мне кажется, что Майкл Джексон смог это все преодолеть.
Звучит песня «Thriller»
Рассказывает Род Темпертон.
«Когда мы в первый раз собрались в студии, чтобы записать альбом, мы, я думаю, сделали 9 треков и наложили на них вокал. Затем мы прослушали всё как бы со стороны и поняли, что 3-4 трека не то, чтобы плохи, но не согласовывались с тем, в каком направлении двигался альбом. Потому что с самого начала Майкл сочинил песни Billie Jean и Beat it , и все понимали, что они будут краеугольным камнем альбома. А стиль этих песен и «Wanna be starting something», другая вещь, которую он написал, плюс написанная мною «Thriller» – эти песни задавали общим тон всему, и в это не вписывались некоторые другие вещи, они были немного попсовыми и простыми для нашего замысла»
О.Т.: Наш следующий гость – знаменитый музыкальный журналист Артур Гаспарян. Артур, как вы думаете, в чем заключается феномен «Триллера» и почему именно «Триллер» является самым популярным и продаваемым альбомом в истории музыки?
Артур Гаспарян: Да, действительно, «Триллер» - самый продаваемый альбом, и действительно, «Триллер» открыл целую эпоху, как бы оно вытекало из другого. «Триллер», потом от «Триллера» пошёл «Bad», потом «Dangerous», «HIStory» и это был абсолютно логический алгоритм в творческом и личностном развитии Майкла Джексона как артиста. И всем последующим своим творчеством Майкл Джексон был определенного рода, как я мог бы это сформулировать, наверное, МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОРОКОМ. И именно это стало причинной его эпохальности, о которой мы сейчас говорим. В чем это пророчество заключалось? Пожалуй, не смотря на то, что было уже много клипов, он все-таки заложил представление о современном симбиозе музыки и видео-музыки, которого до него, вообщем-то, не было. Это было начало этой эпохи, и в этой эпохе он заложил один из краеугольных камней. Если раньше музыка была самодостаточна и самоценна, и это была эпоха музыкальных альбомов, то Майкл Джексон сделал один из первых шагов в трансформации молодежной культуры в современную музыкальную видео-поп-культуру. Это безусловно. Это совершенно очевидно. Смотреть музыку 70-х годов.. Даже столпы того времени как АВВА и Boney M… Ну какие там танцы? Там не было танцев. Сейчас смотришь на АВВА и плачешь просто, как они несуразно держатся на сцене.
Именно Майкл Джексон, собственно говоря, заложил основу того, что сейчас делают абсолютно все в поп-музыке. Если ты плохо двигаешься, у тебя нет балета, если у тебя нет какой-то хореографии, то ты фактически непонятно что делаешь на поп-сцене. Всё, что потом сделала Мадонна, Кристина Агилера, Бритни Спирс, масса других исполнителей, вся это не только видео-музыка, но и музыка-данс, во многом пошло благодаря тому, что в свое время сделал Майкл Джексон. А поколение «эмо» современное. Вы посмотрите на Майкла в том же «Триллере» 83-го года. Это фактически прообраз нынешних эмо, вот это смешение полов, смешение рас, смешение музыкальных стилей – это всё в концентрированном виде фактически можно найти в альбоме «Триллер» Майкла Джексона. И это является, наверное, причиной того, почему Майкл Джексон останется действительно в истории поп-музыки. Это целая эпоха, как был Элвис Пресли, например, как это были «Битлз», - вот это музыкальное явление подобного же порядка.
Звучит песня Майкла «Bad»
О.Т.: Я представляю нашего следующего участника, это известный пианист, дирижер, руководитель музыкального оркестра «Гнесинские виртуозы» Михаил Хохлов. Вы ещё и директор одной из самых знаменитых в мире музыкальных школ – музыкального лицея имени Гнесиных. Мне тоже посчастливилось учиться в этой школе. Я помню, в 90-е годы, когда Майкл Джексон был популярен, мы, ученики, тоже интересовались Майклом Джексоном, но я помню, что мы ходили к вам, директору, потому что у вас были его ноты, ноты его песен. Почему вас это заинтересовало?
Михаил Хохлов: Да, я помню, что я приобрел эти ноты, когда мы ездили с ребятами из оркестра «Гнесинские виртуозы» в Японию. И в музыкальном магазине я спросил, есть ли у них ноты Майкла Джексона, потому что я действительно интересовался… Даже я хотел создать аранжировку для оркестра из тех песен, которые он исполнял, потому что мне нравится эта музыка, и хотелось бы тогда, чтобы её сыграл симфонический , академический состав в стиле рока.
О.Т.: И это потом произошло?
М.Х.: Нет, вы знаете, дело в том, что если говорить о нотах, сейчас пошла речь об аранжировках, о переходе популярной музыки, как это часто бывает с истории, в академическую, это всегда было, то здесь этого не произошло, по крайней мере у меня этого не получилось. Не потому, что я это делал и не сделал, а потому что когда я взглянул на эту текстовую основу, которая там напечатана, то я понял, что настолько трудно передаваемо другими академическими инструментами, что это не произведет того нужного впечатления, которое мы чувствуем, когда общается с музыкой и видео, где участвует сам Майкл Джексон. Потому что эта энергетика, которая исходит от него… Я пришел к выводу, что это самое главное, потому что суть этой, даже не музыки, а вот этого действа, которое мы наблюдаем, это из многих составляющих состоит. И музыка здесь одна из… Конечно, в первую очередь, это совершенно неописуемая внутренняя энергия этого человека, его движения, его умение сконцентрироваться и на тексте, и на произношении этого текста, на движениях тела плюс, конечно, совершенно блестящая аранжировка, которую тоже нельзя разделить на отдельные инструменты, там всё имеет значение: и паузы, и какие-то возгласы, и какой-то стук, и удары не только ударника, но и дополнительных музыкальных инструментов. Всё это создает некую атмосферу общую, завораживающую и это произвело и до сих пор производит огромное впечатление, а тогда это было просто в новинку. Часто я сталкивался с таким примитивным отображением собственной музыки в виде нотной записи, и это как раз очень яркий пример с Майклом Джексоном. Когда мы открываем ноты, и если бы в нашем воображении не стояло то впечатление, которое остается надолго после просмотра и прослушивания этих песен Джексона, то никогда в жизни нельзя было предугадать, что вот эта музыка, написанная значками, может произвести какое-либо вообще впечатление. Феноменально! Я часто об этом думал, кстати. То же самое можно перенести и на музыку, которая признана гениальной. Мы открываем Бетховена или Моцарта – там же тоже значки стоят, и когда я вдруг в один прекрасный момент это открыл, у меня возникла ассоциация с такими же значками, которые я увидел в результате знакомства с нотами Майкла Джексона. И я подумал: а вот если то, что написано в виде значков, за этим стоят песни Джексона, и что у меня в голове совершенно не соединяется, за этими значками именно то воздействие, которое оказывается на слушателя, и вот здесь, с этими значками нот Бетховена, - мы ж никогда не слышали, как Бетховен сам бы исполнял, или не видели самого Бетховена вживую, только какие-то реконструкции по фильмам.. Это, конечно, музыка другого порядка, понятно, но всё-таки между значками нотными и собственно тем образом, который стоит за этим, воображение композитора – такая же наверное, бездна, такое же расстояние, такая дистанция, как и в случае с этими нотами Майкла Джексона и его исполнением.
Звучит «Smooth Criminal»
М.Х.: Мне кажется, что всё-таки дело не в названии, или не в самой музыке, а вот именно в том впечатлении, которое в целом это производит. Совершенно феноменальные клипы, связанные с превращениями, когда он в пантеру превращается, когда какие-то египетские мотивы..
О.Т.: Одни люди в других людей превращаются…
М.Х. Да, одни в других, да… Потом там есть такие массовые, связанные с защитой окружающей среды, с детьми. Очень красиво.
О.Т.: В целом – это произведение искусства.
М.Х.: Это – произведение искусства, безусловно, которое нужно серьезно изучать, ставить в пример просто. Я думаю, многие это и сделали…
Продолжение «Smooth Criminal»
Вспоминает продюсер Майкла Джексона Куинси Джонс:
«Послушайте, я скажу так: я до конца не знаю, как это получается, но когда альбом становится номером один, то, как я говорил, всё начинается с песен, с песен-убийц, с хитов. Майкл – невероятный композитор и сочинитель песен, его работы очень личные. Я мало работал с певцами-сочинителями. Он действительно в это погружается полностью. Иногда он не был уверен, что делает то, что нужно, но со временем, ко второму альбому он написал три песни в нашем первом альбоме, и четыре основные песни в «Триллере», и они звучат повсюду. Думаю, не случайно, что они стали любимыми для людей от восьми до семидесяти лет по всему миру. Такого раньше не бывало, что чернокожий парень стал идолом для миллионов людей во всем мире, такого ещё не было. Не на таком уровне. И если у вас получается сделать запись номер один, то вы не должны удивляться. Вы должны чувствовать благодарность и благословение и стоять на коленях, потому что никто не знает, как такое достигается. Это невозможно, это судьба, провидение. Это действительно так. Любой, кто скажет, как сделать подобный альбом – лжет»
О.Т.: Наш следующий участник на телефонной связи знаменитый телеведущий, автор музыкальной программы «Антропология» Дмитрий Дибров. Какова, по вашему мнению, роль Куинси Джонса в творчестве Майкла Джексона, и вообще, что из себя представляет Куинси Джонс в музыкальном мире?
Дмитрий Дибров: Понимаете, Куинси Джонс никогда не стал бы тем, кем он является сегодня, а это отец сегодняшнего фанк-звука, да и вообще, Куинси Джонс это авторитет, наверное, самые незыблемый в американской и мировой музыке. Он же смог расцвесть только после работы с Майклом Джексоном. Кто бы знал Куинси Джонса? А «Thriller», а «Bad» - прекрасные работы. Я лично гостил у Дэвида Фостера, со-продюсера Куинси Джонса по работе с «Триллером», он мне рассказывал, КАКАЯ ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА – Майкл Джексон! Это не кретин, которому два гениальных продюсера наваяли, а 50 гениальных музыкантов сыграли, а он, идиот, просто так зашел в студию и вышел. Нет, это не так! Он, оказывается, КАЖДУЮ ноту, КАЖДОЕ движение ползунками на микшерском пульте – сидел и вместе с продюсерами, аранжировщиками, звукоинженерами производил. Вот ЭТУ часть Майкла Джексона мне бы хотелось, чтобы прежде всего вспоминали, а не вот эти вот эти фокусы, связанные с детьми в особняке, вот эти странные закидоны с автотранспортом, обеднял-не обеднял, да не в этом дело! Пусть бы не ускользнула творческая его составляющая.
Дмитрий Ухов: Ну мало ли странностей у каждого из нас есть? Просто, когда это известные личности, они как под микроскопом, как в увеличительном стекле, вещь, которой, может быть, и не придали бы значения, если это человек просто из жизни, а если это ещё и масс-медиа-фигура, такая, как Майкл Джексон. Я бы на этом не концентрировал внимания, что в последнее время делается. Единственное, на что бы я обратил внимание, это миф, который создали вокруг его детства. У него было очень тяжелое детство. Если вы заметили, он не оставил ни копейки своему отцу, который, оказывается, его тяжело бил. Я думаю даже, что вот эта трансформация – быть не похожим на себя же маленького – это стремление избавиться от того неприятного детства, которое у него было.
О.Т.: Я напоминаю, что в эфире программа о Майкле Джексоне и я, её ведущий, Олег Трояновский. У нас в студии известный музыкальный деятель, специалист в области джаза Дмитрии Ухов. Что бы вы сказали о музыке и о песнях Майкла Джексона в чистом виде?
Д.У.: Я бы сказал о песнях Майкла Джексона, что, во-первых, они профессионально сделаны, это красивые песни. Мне кажется, это очень важно, потому что Майкл Джексон гораздо серьезнее, чем можно подумать, король поп-а и так далее.. А ведь они с Куинси Джонсом сочинили знаменитую песню «We Are The World», и смогли объединить вокруг себя суперзвезд, которые её записали, и это действительно была благотворительность, и деньги не потерялись по дороге, как много раз в таких ситуациях бывало. Майкл Джексон противостоит вот этому самому шоу-бизнесу в том отношении, что мы никогда не можем точно определить, что он выкладывается или это на чистом профессионализме сделано. Обычно мы всегда хорошо это чувствуем. Здесь же, я наверное бы сказал, система Станиславского, если бы это было применимо к нему, эти актерские понятия.
Звучит демо песни We Are The World в исполнении Майкла.
О.Т.: Известно, что Майкл Джексон дважды посетил нашу страну с концертами в 90е годы. У меня вопрос к Дмитрию Диброву. Вы рассказывали, что был на одном из концертов. Какие у вас остались впечатления, и вообще, как это происходило?
Д.Д.: Ну это был второй приезд Майкла Джексона на стадионе «Динамо», если мне не изменяет память. И, конечно, я из V.I.P.-ложи ушёл и протиснулся в самый танцевальный партер, был в пяти метрах от сцены. И надо сказать, что я не увидел ни осветленной кожи, ни педофильского блеска в глазах, я не увидел ни, в то время сумасшедшего миллионера, владельца всех песен «Битлз» и тому подобное. Я увидел честного и чрезвычайно одаренного труженика. Я увидел, какая гигантская многомесячная работа круглосуточного, я убежден, режима за всем стоит. Какое было многоярусное, многокомплексное действо! Были задействованы такие машины сценические, не говоря уже о человеческом факторе: балет, танцы, группа была фантастическая. Но самое «страшное»- это, конечно, сам Майкл Джексон. Столько энергии, столько работы на сцене я видел, ну может быть, только у Мика Джаггера на концерте «Rolling Stones»! Столько энергии у человека, что мне подумалось: это ж каким же надо быть, как бы это, Олег, сказать, не добросовестным «ценителем», чтобы в основном крутиться в газетных заметках вокруг, как бы сказать, внешних признаков успеха, даже не удосужившись по-моему ни в одной газетной публикации попробовать проанализировать творческую составляющую этого человека, а ведь она там самое главное! Понимаете, это ж не Пэрис Хилтон, которая ни в одну ноту не попадает, и прославилась только благодаря оральным, понимаете, поступкам. Ни с чем пирожок- многие, многие звезды. А вот это по-настоящему созидательный, по-настоящему креативный человек. Вот давайте так уж посмотрим. В области хореографии, пусть лучше сказали бы профессиональные балетмейстеры, но мне кажется, мало какая фигура во второй половине 20 века столько сделала для мировой хореографии, как Майкл Джексон. Вот этот странный коктейль из восточных единоборств с характерными движениями, очень негритянский, госпеловский такой церковный почерк в движении бедрами, затем страшно ритмичная такая манера отвечать на любые синкопы в музыке, и конечно, эта знаменитая луноходь, что роднит этот танец с акробатикой, всё это в один коктейль смешать смог только Майкл Джексон. И мне кажется, что абсолютно вся современная хореография так или иначе связана с Майклом Джексоном, она просто повторяет вот этот почерк, найденный им.
Артур Гаспарян: Первый раз Майкл Джексон вообще приехал в нашу страну в 94-м году. Конечно, всё это шоу, то, что мы видели раньше исключительно на видео, и вот это всё сейчас перенесенное на сцену, сам живой Майкл Джексон, пляшущий, исполняющий вот эту уже к тому времени легендарную знаковую «лунную походку», вот это все, конечно, производило просто такое ощущение, что состоялась встреча цивилизаций, прилетели инопланетяне, и мы пришли посмотреть на явление какого-то инопланетного высшего разума.
Приблизительно такие ощущения от первого концерта Майкла Джексона в 94-м году.
Звучит легендарная Billie Jean .
О.Т.: Вы только что прослушали песню Billie Jean Майкла Джексона в живом концертном исполнении. Вообще, интересен тот факт, что когда Майкл Джексон только написал эту песню и показал её своему продюсеру Куинси Джонсу, потому что он хотел включить её в альбом «Thriller», то тот, в общем-то, счел эту песню неинтересной, слишком простой, и решил, что наверное, в альбом даже её включать не стоит. Как пишет в своей книге Майкл Джексон, ему приходилось очень много отвоевывать для этой песни у своего продюсера. В частности, эта знаменитая мелодия баса, с которой начинается эта песня, и вообще довольно долгое вступление, которое Джексон оправдывал тем, что она ему необходима для того, чтобы танцевать в этот момент. И действительно, впоследствии это стало, наверное, одной из самых известных песен Майкла Джексона, и именно с этой песней связано появление его особого сценического образа, его особого танца на сцене, а так же видеоклип к этой песне сломал расовый барьер на МТВ, став первым видео чернокожего артиста, попавшем в ротацию музыкального канала.
А сейчас мы услышим отрывок из книги Майкла Джексона «Танцуя мечту».
Под музыку Who Is It звучит текст.
Сознание выражает себя через творчество. Мир, в котором мы живем, это танец Творца. Танцоры приходят и уходят в мгновение ока, но танец живет. Часто, танцуя, я чувствую прикосновение чего-то священного. В эти моменты я чувствую, что мой дух возвышается и становится единым целым со всем, что существует.
Я становлюсь звездами и луной. Я становлюсь любящим и любимым. Я становлюсь победителем и побежденным. Я становлюсь господином и рабом. Я становлюсь поющим и песней. Я становлюсь познающим и познаваемым. Я продолжаю танцевать и тогда -это вечный танец творения. Творец и творение сливаются в единство радости.
Я продолжаю танцевать…и танцевать…и танцевать, ведь есть только… танец.
О.Т.: Наверное, последний вопрос в нашей программе у меня к Михаилу Зеленскому. Скажите, для нас Майкл Джексон, всё-таки персонаж из произведений искусства, а не реальный человек, и как ни странно, он сочетает в себе две вещи, довольно редко совместимые: с одной стороны это один из самых известных людей вообще и один из самых популярных музыкальных артистов, с другой стороны, у людей всегда существовало какое-то полное непонимание его, непонимание его образа жизни, его отношений с людьми, непонимание его каких-то семейных отношений, отношений с детьми, были скандалы…
М.З.: Вы правильно сказали, что его не воспринимали, скорее, как человека, как музыканта, мне кажется, что его не переставали…. И я говорю, что моя любовь к нему была всегда спокойной. Не было каких-то всплесков, потом падений, но всегда была постоянной. Поэтому для меня, наверное, он по-прежнему, и на протяжении последних десяти лет оставался примером человека, который умеет делать шоу и на сцене, и в своей жизни. А потом, давайте посмотрим, что произойдет в ближайшие год-два, я думаю, шоу может ещё продолжиться.
Звучит песня «Black or White”
Автор идеи, ведущий и режиссер – Олег Трояновский. В программе прозвучала музыка Майкла Джексона.