Полина Шорохова берет интервью с певицей и педагогом по вокалу Викторией Беловой.
«ПОВЕРЬ В СЕБЯ И ТЫ ПОЛЕТИШЬ К ВЕРШИНЕ!»
Корреспондент Полина Шорохова и певица Виктория Белова
Виктория Белова - певица, хореограф, педагог по вокалу и единственный представитель на территории России и СНГ известного американского преподавателя вокала Сэта Риггза.
Ее учитель Сэт Риггз – один из самых авторитетных педагогов в мире музыки и пения. Его учениками (которые получили более 120 премий Грэмми) были Мадонна, Стиви Уандер, Барбра Стрейзанд, Майкл Джексон и многие другие звезды. Он создал свою систему преподавания вокала SLS (Speech Level Singing).
Виктория учит по этой уникальной методике SpeechlevelSinging профессиональных певцов, а также тех, кто просто хочет владеть своим голосом. А ещё Виктория - светлый, искренний человек, беседа с которой доставляет удовольствие, а всё, что она говорит, даёт повод для размышлений, к которым мы не часто обращаемся в суете жизни.
Для меня главное – распределиться в пространстве
- Виктория, Вы – актриса, певица и хореограф. Как всё это в вас совмещается?
- Я – актриса и певица, но если надо, поставлю танец. У нас во ВГИКе был замечательный хореограф Валерий Беликов, который научил нас основам своей профессии. В академии Гнесиных я вела сценическое движение и хореографию на эстрадно-джазовом факультете. Мне интересно развиваться, поэтому я в разное время работаю то актрисой, то хореографом, то педагогом по вокалу или пою в концертах. Очень люблю фотографировать и мечтаю накопить денег на хорошую камеру, чтобы снимать кино. У меня мама 30 лет работала фотографом, может быть, мне от неё это передалось. А недавно появилось желание рисовать. Так что для меня главное – распределиться в пространстве.
- Я знаю, что вы еще серьёзно спортом занимались.
- Заняла третье место в Белоруссии по дзюдо. На занятиях меня всё время ставили с мальчиками, потому что не было достойного партнёра. Даже звали в большой спорт, но я сделала выбор в пользу театра.
- Вы во ВГИК приехали поступать из Бреста?
- Да, из Бреста - пограничного города между Польшей и Белоруссией, который я очень люблю. Сейчас все поезда идут через него – в Париж, Ниццу, Германию, Австрию. А поступала я, ещё до сдачи школьных выпускных экзаменов, к Михаилу Глузскому. И меня взяли. Но именно в этом году наше правительство решило собраться в Беловежской Пуще и разделить СССР на Россию, Украину, Белоруссию и т.д. Так что фактически я стала иностранкой, и когда приехала на заключительный тур, услышала: «Мы тебя берём, но нужно заплатить 165 тысяч рублей». На следующий год педагоги мне сказали: «Сделай российскую прописку, и мы тебя возьмём». Слава Богу, у меня в Орле тётя живёт, мы всё это сделали, и я, наконец, стала студенткой, но уже на актёрском курсе у Анатолия Ромашина. Кстати, там я кое-что ставила как режиссёр. Было так прикольно, что я, самая младшая на курсе, а все актёры меня слушают, и много народу приходит на просмотры моих отрывков. А Марлен Хуциев даже предлагал мне перейти на его курс, видимо, разглядев во мне какие-то серьёзные режиссерские данные. Но мне нравилось быть актрисой, и я всегда хотела делать что-то на сцене необычное, чтобы влиять на зрительское сознание, на души людей, оставляя в них свой след.
Никогда не мечтала быть педагогом по вокалу
- А как получилось, что после актёрского факультета ВГИКа вы стали певицей?
- У меня с детства был абсолютный слух. Мама заметила, что я в полтора года стою напротив телевизора, слушаю песню и повторяю её один в один. А в актёрство меня привело индийское кино: подростком я была его поклонницей. Хотела пойти в кружок индийского танца, но в нашем городе Бресте такого нигде тогда не было, и я поступила в театральную студию. Когда окончила ВГИК, поняла, что мои вокальные данные ограничены, а мне очень хотелось профессионально петь. Я стала искать педагога в академии Гнесиных. Но мне показалось, что там, при профессиональном подходе к студентам, уделяют им мало чисто человеческого внимания. И я помолилась Богу, чтобы он мне послал педагога, который именно меня научит петь: ведь педагог появляется тогда, когда ученик готов. И тут я узнала Сэта Риггза.
- Как произошла Ваша встреча с Сэтом Риггзом?
- В академии Гнесиных был кастинг, где из полутора тысяч отобрали несколько человек, на ком Сэт Риггз должен был исправлять их вокальные ошибки, как он это делает на своих мастер-классах. У меня уже был готов номер «Кабаре», с ним я выпускалась из ВГИКа. Я сделала костюм, шляпу-котелок, как у Лайзы Минелли, и исполнила весь номер на сцене, после чего Сэт Риггз сказал: «Я работал с Лайзой Минелли, и если бы она сейчас пела так же хорошо, как Виктория, я был бы счастлив!» Это был высший комплимент, у меня пропал дар речи. Ведь те, кто приходил на кастинг, мне казалось, пели намного лучше, чем я, а почему-то Сэт остановил свой выбор на мне.
- Может быть, он почувствовал в вас потенциал?
- Видимо, так. И он передал мне всю свою вокальную технику, так что я сейчас в СНГ и в России являюсь его единственным последователем. Я научилась почти на подсознательном уровне понимать, что хочет сказать мастер и передавать то, чему он учит, русскоязычным людям. Я никогда в жизни не мечтала быть педагогом по вокалу. И когда Сэт мне это предложил, я сказала: «Я не могу, я боюсь. Мало ли что я там испорчу». А он: «Нет, ты будешь! Ты сможешь! Я верю в тебя!»
- Есть ли какие-то возрастные ограничения для занятий вокалом?
- Нет. У Сэта Риггза была одна ученица, которая занималась в 100 лет и умерла в 105 лет. Владимиру Михайловичу Зельдину 97 лет, мои знакомые недавно были у него на концерте и слушали, как он поёт.
- Он ещё не ваш ученик?
- Нет, мы с ним коллеги. Мы вместе играли в спектакле «Ханума» на сцене театра Российской Армии с 1999 по 2003 год.
Голоса нет только у немого
- Сначала вы учились у Сэта Риггза пению, а потом он предложил вам преподавать?
- Да. И он стал давать мне самых тяжёлых студентов. Ведь мы закаляемся на тяжёлой работе. Со временем я поняла, что вокал не только восстанавливает голос, но и гармонизирует душу. Когда ты ставишь голос, приходит в порядок весь твой организм. Многие после занятий говорят: «Я улетаю на крыльях». Это значит, что их душа освободилась, и появились крылья. Всё настоящее проявляется в человеческой свободе.
Когда ты свободен, ты становишься самим собой. В нас сидит голос, о котором мы даже не предполагали. Я это увидела по своим студентам и назвала своеобразной арт-терапией. Льву Прыгунову мне удалось за месяц раскрыть голос: у него красивейший баритон. Недавно звоню ему: «Здравствуйте, Лев Георгиевич, вы где?» «Я в Китае, концерт даю». А потом, я знаю была и Монголия, и поездка куда-то на Северный Полюс.
- А как он решил вдруг заниматься вокалом?
- Он хотел петь с детства. А тут случайная встреча: на какой-то вечеринке нас свёл общий друг,продюсер Вениамин Зайцев: «Лёв, не хочешь поучиться петь у Виктории?» Он сказал: «Почему бы и нет?» Мы прямо там спели вместе джазовую композицию «WhenIfallinlove», а потом начали работать. Главное и в вокале и в жизни – помочь человеку поверить в свои силы, и тогда он поможет тебе раскрыть его потенциал.
- А важны ли природные данные для пения? Говорят, у кого-то есть голос, а у кого-то его нет?!
- Голоса нет только у немого. Если ты говоришь, значит, можешь петь. Конечно, лучше, если у тебя есть талант, данный Богом. Хотя, думаю, что определённые усилия помогут любому человеку запеть, просто это займёт больше времени. Конечно, он не сможет быть таким, как Хворостовский, но будет петь хорошо в своём жанре, в своей стилистике, в своём характере и индивидуальности. Нам нужно понять, что каждый из нас особенный, такого второго нет. Наша история и наше общество долгое время выбивало из нас понятие индивидуальности. Мы стремились к коллективу, в котором никто не должен выделяться. Чем американцы отличаются от нас? Ощущением свободы. Если ты помогаешь человеку поверить в себя, он полетит к любым вершинам. А у нас обычно говорят: «Ты хочешь петь? Да куда тебе? Знаешь сколько таких, как ты?»
- У вас учатся люди из разных стран. Как вы их находите?
- Я никого не ищу: они сами меня находят. Обо мне узнают на сайте Сэта Риггза: там есть моя фамилия и координаты. У меня есть ученики из Англии, Германии, США, Саудовской Аравии, Франции, Сингапура, Украины, Белоруссии… Они приезжают ко мне заниматься, а если я куда-то еду по делам или на отдых, и они узнают об этом, то меня просят там дать уроки.
- Сколько времени нужно, чтобы научиться петь по вашей методике?
- У меня занимался один гитарист из Екатеринбурга, которому сказали: «Никогда не пой и даже не пытайся». Я его распела, и у него оказался гениальный баритон, даже бас и огромный диапазон. Три занятия, и у него всё встало на место. Есть девочка, которая не попадала в ритм, мы с ней год работали, чтобы она начала попадать. Всё по-разному и зависит от самого человека и его усилий.
Весь фокус в переходных нотах
- А сколько раз в неделю надо заниматься, чтобы прийти к результату?
- Минимум два – три раза, а кто-то у меня и пять раз занимался. Когда ты перестаёшь петь, то теряешь чистоту исполнения,тональность. Связки должны тренироваться всё время, чтобы быть в тонусе. Майкл Джексон, например, вплоть до самой своей смерти занимался с Сэтом Риггзом.
- Можно ли благодаря методу Сэта Риггза не допустить заболевания связок?
- Да, эта техника терапевтическая, она позволяет сберечь связки от напряжения, которое происходит от неверного их использования. Основа этой техники – свобода связок, свобода гортани. И голос естественно и легко выливается из тебя.
- Сэт Риггз и актёр, и певец?
- Он 3 года играл на Бродвее, в музыкальном театре. Ему аккомпанировал Ван Клиберн – первый американец, который выиграл русский конкурс Чайковского. А потом Сет отказался от карьеры вокалиста и стал педагогом по вокалу. Но не только потому, что у него большая семья, семеро детей и сложности в материальном плане. Он понял, что его призвание – учить людей владеть своим голосом.
- Как появилась техника Сета Риггса?
- Он долго искал её, слушал разных исполнителей, даже молился, чтобы Бог открыл ему то, что поможет легко владеть голосом, быстро справляться с переходными нотами. Весь фокус в переходных нотах. Когда ты распеваешься на три октавы по технике Сэт Риггза, ты не слышишь, где же твоя переходная нота. И ему пришло откровение про восьмёрку – знак бесконечности: это связь между головным и грудным регистром, а точка пересечения – это микс. Его техника перекликается с бельканто.
- Чему научил вас Сэт Риггз помимо вокала?
- Он научил меня верить в своих студентов. Он весь в этом, и молится, чтобы студент взял ноту. Мы все талантливы. Надо просто попросить Бога о правильном учителе. Ведь благодаря нашим учителям таланты раскрываются. Надо быть благодарным им за то, что они часть своей жизни подарили нам. Многие люди, став известными, забывают про своих учителей, думая, что это они сами такие гениальные и талантливые. Но если бы не учитель, то вряд ли бы они пели так, как поют теперь. В Америке Стиви Уандер может остановить концерт и сказать: а теперь поаплодируйте тому, кто меня всему этому научил. И прожектор направляется на Сэта Риггза. Если человек учится, это наоборот делает ему честь.
Ты нужен миру и своей стране
- Что помогает вам избегать стрессов при такой интенсивной работе?
- Вера. Иногда чудеса случаются через испытания и личную боль. У меня это произошло через семейную драму в 2005 году. С меня как будто содрали кожу, мне не за что было ухватиться. Мне не помогали уговоры друзей, мне не хотелось жить, потому что я потеряла то, на чём строилась моя жизненная платформа. 24 часа в сутки у меня болела душа, болело всё. Я была раздавлена и начала молиться: «Господи, убери эту боль, которая не даёт мне жить. Покажи, что ты есть, что ты живой». И вдруг я стала на физическом уровне, с каждым вздохом, ощущать, что боль потихоньку уходит. А однажды я ехала на велосипеде и очень резко притормозила с бровки. И неожиданно начала падать лицом вниз! Ну что там упасть с велосипеда – секунды, да? И вдруг я чувствую, как перед самым падением меня кто-то мягко подхватывает и кладёт на землю, а сверху мягко на меня ложится велосипед. И всё происходит, как в замедленной съёмке, а в результате у меня только рука ободралась. Я верю в существование духовного мира, который мы не видим. Сейчас ряд учёных приходит к тому, что есть высшая сила Создателя. То, что случилось в 2005 году, многому научило меня в жизни: что нужно не только брать, а ещё и отдавать. Тем людям, кого многие считают отбросами, мусором. Часто мы думаем: «Зачем напрягаться, останавливаться, чтобы кому-то помочь: у меня работа, важная встреча?!» Но, может быть, те минуты, когда ты кому-то подал милостыню или купил ботинки, чтобы завезти их в детдом, ценнее для тебя всей твоей работы: они помогают понять, зачем ты живёшь?! Мы же не знаем, что произошло с человеком до того, как он оказался в тяжёлом положении? А что случилось бы со мной, если бы я не обрела Бога, когда моя жизнь разрушилась? Один мой знакомый спешил однажды в институт и когда пробегал мимо бомжа, внутренний голос ему сказал: «Подойди и поговори с ним». Он подошёл, сел, и они разговорились: бомж оказался кандидатом наук, от него ушла жена, его оставила сила духа, и он не захотел бороться за жизнь. Как хорошо слышать иногда внутренний голос – это очень важно! Помню момент, когда я его не послушала и совершила ошибку. Как только человек перестаёт чувствовать себя нужным, у него теряется смысл жизни. Стоит подойти к нему и сказать: «Ты нужен миру, нужен нашей стране». Что движет нами? Нужность кому-то. Я поняла это, только пройдя через собственную боль, и это открыло мне путь к чужой боли.
- Вы учились и жили в Голливуде. Изменило ли пребывание там ваше мировоззрение?
- Я вовремя оттуда уехала: почувствовала, как душа моя меняется, и очень этого испугалась. Там отношение к жизни, к людям слишком материалистичное. Если брать вокал, то ты попадаешь в очень профессиональную структуру: они все ремесленники, работяги, все вкалывают, так как знают: без работы ничего не будет. Но Голливуд - это тот мегаполис, который сжирает и выплёвывает людей, там только сильнейшие остаются. И это, конечно, было для меня испытанием. Я скучала по Родине. Сын в 10 лет, на второй год жизни там, на корявом русском языке написал: «Мама, я хочу на Родину. Там моя семья, друзья и любовь. Я принадлежу своей стране». Голливуд нанёс мне какие-то раны, но это сделало меня сильнее: я получила опыт, закалку и стала профессионалом.
- Есть разница между США и Россией в отношении к таланту?
- Там растят талант с малого и на очень качественном музыкальном продукте. У них во всех школах есть ансамбли, там серьёзно готовятся с раннего возраста и всем дают возможность профессионально и качественно подниматься. В Голливуде поют все и очень хорошо, нереально хорошо. У нас очень мало качества и много вкусовщины - на потребу публики. Чем проще, тем лучше. Эстрадного вокала у нас как такового нет, мы пока не можем конкурировать с другими странами. У нас эстрадная школа, если это не джазовая школа, пришла от народного пения, на открытых гласных. Мы только оттуда стали принимать все мелизмы, фиоритуры. И ещё, там стремятся развивать всё своё, и мало кого из чужаков принимают, если ты, конечно, не гениальный чужак, такой, как Анна Нетребко, перед которой Америка склонила колени, или Дмитрий Хворостовский. Так что нам бы больше их профессионализма, а им – нашей души.
Источник: Music People